Русская деревня

Другие интересные новости

БезымянныйДорогие ученики! Ниже приведен отрывок из материалов «Этнографического бюро» В.Н. Тенишева на примере Владимирской губернии, если это вас заинтересует, жду ваших находок в описании крестьянской жизни на рубеже веков. Оставляйте их в комментариях, обязательно дайте название своему отрывку (о чем он) и укажите источник информации. Также свои ответы вы можете прислать мне по почте либо отдать лично в школе Удачи!

Отношение крестьян между собой и к посторонним лицам

«…Гордость крестьянина связывается со знанием дела… Через это крестьянин стремится к достатку, предпочитая хороший дом, скотину всякому иному богатству… Ведущая ценность — зажиточность, уважение перед нею и самоудовлетворение… Посему с потеряй имущества зажиточный крестьянин теряет кредит, уважение в глазах окружения. Такой человек превращается в угнетенное существо и начинает пить. Накапливать на богатство в деньгах не принято… Даже на крупные расходы (уплата податей, свадьба) денег крестьянин копить не станет, а продаст скот, хлеб, в случае надобности одежду, к тому же редко станет прибегать к займу…

При встречах богатого и бедного последний снимает шапку и кланяется, в то время как богатый только приподнимает свой головной убор… Умение нажить копейку служит в глазах местного населения мерилом ума, характера и вообще достоинства человека. Подобное приветствие и при встрече с особо почитаемыми представителями власти. Но раболепства ни в какой форме нет.

…При встрече крестьяне кланяются друг другу, снимают шапки, называя друг друга по имени — отчеству…

Взаимопомощь в труде считалась нормой повседневности. Источники презрения — скупость, распутство и пьянство. 

Равенство людей одного имущественного положения нарушалось отношением к женщине. Мужчины считали себя выше женщины, которые должны были оказывать им знаки почитания: встречаясь, кланяться первыми и не переходить дороги.»

12 комментариев

  1. Кирилл К.'s Gravatar Кирилл К.
    02.05.2015    

    Отцы и дети

    Дети начинают помогать родителям, начиная с 10-12 лет….Только старость или болезнь заставляет крестьянина сидеть дома. В таком случае забота о прокормлении родителей ложится на детей.Существует убеждение, что Бог наказывает за неуважительное, грубое отношение к родителям. Сын без согласия родителей не мог даже уйти из дома. Власть родителей распространялась и на взрослых детей.

    http://ecsocman.hse.ru/data/821/730/1217/001.FIRSOV.pdf

    • Катренко О.Н.'s Gravatar Катренко О.Н.
      02.05.2015    

      Спасибо за комментарий! Надеюсь такое отношение к родителям сохраняется до сих пор. Почитание старшего всегда оставалось, одной из главных черт поведения русского крестьянина. Не просто так народная мудрость гласила «Отец и мать — священные слова».

  2. Лиза Ф.'s Gravatar Лиза Ф.
    03.05.2015    

    О положении крестьян

    По официальным данным, в 1905 г. в Европейской России при общей площади земельных угодий в 350 млн. десятин для нужд сельского хозяйства могло использоваться 280 млн. При этом государству, городам и церкви принадлежало 154,6 млн. десятин (39,1 % общего количества). Площадь надельных крестьянских земель равнялась 138,7 млн. десятин (35,1 %), а частновладельческих — 101,7 млн. десятин (25,8 %), из которых 53,1 млн. десятин принадлежали дворянам, 20,4 млн. — горожанам, 13,2 млн. — крестьянам, 7,6 млн. — крестьянским товариществам, а 3,7 млн. — сельским обществам. Экстенсивный по преимуществу характер крестьянского земледелия предполагал введение в оборот новых и новых угодий по мере увеличения численности претендентов на надел. В этой связи даже передача крестьянам всех пригодных для обработки земель сама по себе не решала проблему аграрного перенаселения (во всяком случае в долгосрочном плане), поскольку в условиях демографического взрыва эффект от полученной прирезки довольно скоро стал бы нулевым. Чтобы качественно изменить ситуацию в принципе, необходимо было перевести крестьянское земледелие на интенсивный путь развития, предусматривающий повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий, и, разумеется, обеспечить перемещение избыточной рабочей силы из аграрного сектора в иные сектора экономики. За период с 1863 по 1897 г. 3 млн крестьян пополнили ряды промышленных рабочих. Однако «переварить» избыточное население деревни неаграрная сфера не могла. Переводу же крестьянских хозяйств на интенсивный путь развития, на что в любом случае требовалось время, мешали многие факторы (отсутствие у крестьян необходимых средств, низкий культурный уровень сельского населения и пр.). Господствовавшие в деревне и консервировавшиеся до революции 1905–1907 гг. самодержавием общинные порядки равным образом зачастую не создавали благоприятных условий для более продуктивного использования принадлежавшей крестьянам земли. Впрочем, роль общины в этом отношении была весьма и весьма неоднозначной. Община могла и способствовать прогрессу в сфере аграрного производства Например, в 1890-е гг. крестьяне ряда губерний нечерноземной полосы «всем миром» начали переходить к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав, отказываясь от архаичной трехпольной системы земледелия.

    Так или иначе, но, стремясь жить лучше или по крайней мере не хуже, чем они жили, крестьяне в основной массе видели один способ добиться желаемого — дополнительное наделение их землей, прежде всего, за счет помещичьих имений. В результате в русской деревне на рубеже веков сложилась взрывоопасная ситуация.

    источник http://russify.ru/text/rus_history/117.htm

    • Катренко О.Н.'s Gravatar Катренко О.Н.
      03.05.2015    

      Спасибо, Лиза, статистика тоже не помешает)

  3. Мария К.'s Gravatar Мария К.
    04.05.2015    

    Как женились

    Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13-14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины — 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили.

    http://www.petrichenko.info/jitie — источник

    • Катренко О.Н.'s Gravatar Катренко О.Н.
      04.05.2015    

      А как вы думаете, почему родители так беспокоились о том, чтобы выдать замуж дочь и женить сына?

      • Мария К.'s Gravatar Мария К.
        05.05.2015    

        Потому что это считалось позором, быть без семьи

      • Нина М.'s Gravatar Нина М.
        05.05.2015    

        Думаю, из-за достатка семьи. Получается, что их надо было тогда кормить родителям и они бы жили с ними, без собственного хозяйства. А тогда детей в крестьянских семьях было много, всех не прокормить

  4. Нина М.'s Gravatar Нина М.
    04.05.2015    

    Каким было жилье
    Я взяла отрывок из статьи В. Б. Безгина. Традиции крестьянского быта конца XIX – начала XX века

    Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помочи. В селах региона основным строительным материалом выступала древесина. Избы строили из круглых неотесанных бревен. Исключение составляли степные районы южных уездов Курской и Воронежской губерний. Здесь преобладали мазанные малороссийские хаты.

    Состояние крестьянских жилищ, в полной мере, отражало материальное достаток их владельцев. Сенатор С. Мордвинов, посетивший Воронежскую губернию с ревизией в начале 1880-х гг., в своем отчете сообщал: «Крестьянские избы пришли в упадок, и поражают своим убогим видом. Каменных строений у крестьян губернии отмечено: у бывших помещичьих – 1,4 %, у государственных – 2,4 %. В конце XIX в. зажиточные крестьяне в деревнях стали чаще строить каменные дома. Обычно сельские дома крыли соломой, реже дранкой. По наблюдениям исследователей, в начале ХХ в. в воронежских селах строили «хаты» из кирпича и под «жесть» — вместо прежних «рубленных», крытых соломой на «глину». Исследователь Воронежского края Ф. Железнов, обследовавший условия жизни крестьян в начале 1920-х гг., составил следующую группировку крестьянских изб (по материалам стен): кирпичные строения составили 57 %, на деревянные приходилось 40 % и на смешанные 3 %. Состояние построек выглядело так: ветхие – 45 %, новые – 7 %, посредственные – 52 %.

    Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. «Плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности, о том же свидетельствуют отсутствие скотины и мебели». По убранству жилища можно было безошибочно определить материальное положение жильцов. Корреспонденты Этнографического бюро так описывали внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей: «Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три – четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются 2-3 лошади, три — четыре коровы, два – три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар».

    Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX в. мало, чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». В 1892 г. в с. Кобельке Богоявленской волости Тамбовской губернии из 533 дворов 442 отапливались «по-черному» и 91 «по белому» [9, c. 71]. В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатьях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Как здесь не вспомнить слова воронежского поэта И. С. Никитина.

    Невестка за свежей соломкой сходила,

    На нарах в сторонке ее постлала, —

    К стене в изголовье зипун положила.

    Солома служили универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На нее члены семьи отправляли свои естественные надобности, и ее, по мере загрязнения, периодически меняли. О гигиене русские крестьяне имели смутное представление. По сведениям А. И. Шингарева, в начале ХХ в., бань в с. Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново — Животинном одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз — два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе . Традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до В. О. В. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М. П. Семкина (1919 г. р.) вспоминала: «Раньше купались дома, из ведерки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».
    Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2 — 3 в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлся праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок. «Почти каждый крестьянин, даже бедный, — писал сельский учитель, — перед Пасхой непременно зайдет в лавку купит 2 — 3 куска дешевеньких обоев и несколько картин. Перед этим тщательно вымывают потолок, и стены дома с мылом» .

    Посуда была исключительно деревянной или глиняной. Деревянными были ложки, солонки, ведра, глиняными – крынки, миски. Металлических вещей было совсем мало: чугуны, в которых варили пищу, ухват для вытаскивания из печи чугунов, насаженный на деревянную палку, ножи. Освещались крестьянские избы лучиной. В конце XIX – начале XX века крестьяне, сначала зажиточные, стали приобретать керосиновые лампы со стеклом. Потом в крестьянских избах появились часики – ходики с гирями. Искусство пользоваться ими состояло в умении регулярно, примерно раз в сутки, подтягивать цепочку с гирей, и, главное, установить по солнышку стрелки так, чтобы они давали хотя бы примерную ориентировку во времени.

    Участившие связи с городом, подъем материального состояние крестьян в период нэпа благотворно отразились на состоянии крестьянского жилица. По сведениям авторов сборника «Русские» во второй половине 20-х гг. ХХ в. во многих селениях было построено и отремонтировано около 20 — 30 % имеющихся домов. Новые дома составляли около трети всех построек в Никольской волости Курской губернии [16, c. 286]. В период нэпа дома зажиточных крестьян были перекрыты железными крышами, под ним подводился каменный фундамент. В богатых домах появлялась мебель, хорошая посуда. Входили в быт занавески на окнах, парадную комнату украшали живыми и искусственными цветами, фотографиями, на стены клеили обои. Однако эти изменения не коснулись бедняцких изб. Крестьянин В. Я. Сафронов, житель с. Краснополье Козловского уезда в своем письме за 1926 г., их состояние описал так: «Изба деревянная, гнилая. Окна на половину заткнуты соломой или тряпками. В избе темно и грязно …».

    • Катренко О.Н.'s Gravatar Катренко О.Н.
      04.05.2015    

      Спасибо, Нина.

  5. Володя Н.'s Gravatar Володя Н.
    06.05.2015    

    Как жили в деревне
    Крестьянский быт оставался трудным. Новшества, которые активно вводились в городе, русской деревни почти не коснулись. Сельские избы крылись соломой, крыши из железа могли позволить себе богатые землевладельцы. Для отопления и приготовления пищи, как и раньше, использовалась печка.

    Характерной для деревни была и массовая смертность. Крестьян поражали оспа, дифтерит, корь и скарлатина. Некоторые болезни, которые успешно лечились в городе, для сельских жителей оказывались смертельными.

    В деревне сохранялся высокий процент смертности детей по причине недосмотра: родители, которые были постоянно занятые полевыми работами, часто оставляли малышей дошкольного возраста одними.

    Отмена крепостного права не смогла предоставить крестьянству экономическую независимость: отсутствие земли заставляло бывших крепостных наниматься на работу к крупным землевладельцам на невыгодных условиях.

    сайт — http://www.nado5.ru/e-book/gorod-i-derevnya-vo-vtoroi-polovine-xix-veka

  6. Света Н.'s Gravatar Света Н.
    07.05.2015    

    Пища

    Сельская пища не отличалась большим разнообразием. Известная поговорка «Щи да каша — пища наша» верно отражала обыденного содержания еды жителей деревни. В Тамбовской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням — конопляным маслом. В Петровский пост тамбовские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что ее лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.

    Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. Бедный мужик вволю ел мясо исключительно только на «загвины» т. е. в день заговения. К этому дню крестьянин, как бы не был беден, обязательно готовил себе мясного и наедался, так что на следующий день лежал с расстройством желудка. Редко крестьяне позволяли себе пшеничные блины с салом или коровьим маслом.

    Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб. Пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок и т. п. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб — для белого тела».

    Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из нее варили кашу «сливуху» или кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в предвоенные годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

    Щи варили из кислой капусты и квашеных бураков. На завтрак обычно был кулеш или галушки из гречневого теста. Рыбу употребляли в разрешенные церковным уставом дни. В скоромные дни на столе появлялись щи с мясом, творог с молоком. Зажиточные крестьяне в праздничные дни могли позволить себе окрошку с мясом и яйцами, молочную кашу или лапшу, пшеничные блинцы и коржики из сдобного теста.

    Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX в. в селах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду.

    Сайт — http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/220-article_32.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Опрос

Каким качеством в первую очередь, по вашему мнению, должен обладать хороший учитель?

View Results

Loading ... Loading ...

Свежие комментарии

logo1 Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Архивы