Научное познание

Другие материалы по обществознанию

Научное познание имеет ряд принципиальных особенностей, отличий от знания,получаемого в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Именноэти отличия определяют преимущества науки, научного знания. Наиболее важными из таких особенностей являются следующие:

  • систематизированность научного знания, в отличие от стихийно-эмпирического, представляющего соединение сведений,предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития человечества, повседневного опыта;
  • специфические способы обоснования истинности научного знания, требование его доказуемости, предполагающее необходимость эмпирической проверки получаемых знаний, теоретических положений, выявляемых закономерностей;
  • осознание метода, посредством которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных результатов повседневного опыта, чем более абстрагируется от него, тем отчетливее проявляется необходимость в создании системы особых методов исследования, изучения.И наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. На высших стадиях развития науки происходит становление методологии как особой отрасли знания, призванной направлять научный поиск;

научная деятельность требует особой подготовки познающего субъекта. Она включает усвоение не только соответствующих научных знаний, но и построение определенной системы ценностей и целевых установок, стимулирующих научный поиск и изучение новых объектов, независимо от актуальности практического эффекта получаемых знаний.

Каждый новый цикл научного познания начинается с обнаружения некоторой проблемы. В качестве одного из вариантов решения проблемы возникаетгипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию.

Термин «теория» употребляется в двух смыслах. В широком смысле под теорией понимают совокупность идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком смысле — теория есть высшая, самая развитая форма организации научного знания. В этом смысле понятие «научная теория» отличается строго логической организацией и объективным содержанием — отражением сущности явлений, общих законов функционирования и развития. Поэтому только научная теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этому теория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функцию научного предвидения. В теоретическом уровне знания выделяют два подуровня:

  • частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений,
  • развитая теория, представляющая собой обобщенную теоретическую модель,охватывающую все частные случаи.

Источник — Портал ЯКласс (http://www.yaklass.ru)

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Опрос

Каким качеством в первую очередь, по вашему мнению, должен обладать хороший учитель?

View Results

Loading ... Loading ...

Свежие комментарии

logo1 Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Архивы