Деятельность и общение

Другие материалы по обществознанию

Общение

Общение

В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения остается не вполне решенным.

В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановкепроблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда обратил особое вниманиене на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выгляделоу него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчеркивалсяфактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена рольпреобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Другая точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность.В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человекав обществе. В современной отечественной социальной психологии принимается идея единства общения и деятельности, но не подмена одного другим. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений.

Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности,«по поводу» этой деятельности. Например, деятельный человек всегда общается: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение формирует единствозадач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этогофакт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями. Естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности,с которой они связаны.

Для различения этих двух поводов общения ученые ввели понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное. Тем самым различение ролевого иличностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях иситуациях и то, и другое сопряжено с человеческой деятельностью. Идея непременного включения общения вдеятельностьгюзволяетрассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности.

В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместнойдеятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей,задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждогоиз участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативную функцию), общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователивыделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции общения.

Источник — Библиотека Гумер (http://www.gumer.info)

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Опрос

Каким качеством в первую очередь, по вашему мнению, должен обладать хороший учитель?

View Results

Loading ... Loading ...

Свежие комментарии

logo1 Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Архивы